Дети и гаджеты: как начинается одиночество
Ни для кого не секрет, что современные дети сильно отличаются от предыдущих поколений. И все тоньше становится связь детей и родителей, начиная с младшего возраста. Как ни странно, большую роль в этой проблеме сыграл технический прогресс, который подарил миру много удивительного и интересного. Но почему так случилось, что этот фактор отразился на взаимоотношениях поколений, которые вроде бы и живут в одной семье? При этом у каждого свой мир и интересы, которые порой не имеют точек соприкосновения.
Казалось бы, все новые усовершенствованные гаджеты должны не только помогать в образовании, информированности, а быстрый способ получения данных должен высвободить время на другие занятия. На самом деле происходит совсем наоборот.
Когда полезны развивающие гаджеты
С чего всё начинается? С того, что многие родители невольно приучают детей к техническим новинкам с самого раннего возраста. Сначала они радуются тому, как умело пользуется пультом от телевизора годовалый малыш. Некоторые родители считают это признаком особого развития и вздыхают с облегчением, радуясь тому, что ребенок может сам себя занять мелькающими на экране картинками, а у родителей появляется лишняя свободная минутка. Свободная от чего? От общения с собственным ребёнком? Так незаметно у малыша появляется тяга к пульту и телевизору, а у родителей — свободное время.
На радостной волне мамы и папы бегут в магазин игрушек в поисках чего-то такого, чем ребенок может заниматься самостоятельно. И начинают закупаться всевозможные «развивающие игрушки», издающие звуки и мелодии. Конечно, это отличные игрушки. Все подвижные элементы в таких игровых комплексах отлично развивают мелкую моторику, ребенок учиться держать, хватать, двигать в разных направлениях, совершать круговые движения и т.д. Цветные обозначения на клавишах со временем ребенок четко связывает с определенной мелодией — так развивается внимание и способность устанавливать связи.
И это отличная игрушка, если рядом будет мама, которая называет цвета, нарисованные предметы, части, формы, проговаривает ребенку все действия и задает ему вопросы, чтобы иметь представление: а что ребенок понимает в этой игрушке? И для того, чтобы этот «гаджет» стал действительно развивающей игрушкой, а не бездумным нажатием на кнопки, все действия ребенка нужно объяснять и закреплять словами. Здесь происходит и развитие, и общение. Но очень часто родители просто отдают игрушку малышу и занимаются своими делами. Так ребенок начинает привыкать играть один.
Достаточно быстро такие игрушки становятся бессмысленными и больше не увлекают ребенка. И вместо того, чтобы заняться изучением цвета, формы, изображений, наблюдением за окружающим, родителю ищут очередной гаджет для малыша.В какой-то момент у ребёнка оказывается много разных электронных игрушек, которыми он занимается в одиночестве. На радость маме, которая занимается бытом и собой.
На самом деле такие игрушки — это отличная помощь, когда действительно нужно свободное время на небольшой отдых или при особых обстоятельствах. Хочется и почитать книгу, и заняться рукоделием или спортом в домашних условиях, приготовить обед. Но даже в этом случае не стоит оставлять ребенка один на один с игрушкой, он должен чувствовать не только присутствие мамы, но и ее заинтересованность в том, что он делает. В любой момент можно задать ребенку вопрос для того, чтобы он не просто крутил и нажимал яркие кнопки, а понимал и проговаривал свои действия. Только так игрушка станет полезной для развития малыша, и для общения, в противном случае она может даже затормозить развитие ребёнка.
Почему гаджеты мешают общению
Ребёнок растёт. Интересы меняются. Гаджеты совершенствуются. А у родителей, как обычно, не хватает времени на то, чтобы поиграть с дочкой в куклы, построить дом из конструктора, собраться всей семьей за весёлой настольной игрой. Родители устали на работе, им нужно отдохнуть, забежать в магазин, просмотреть новости, сбегать на фитнес, обсудить важные дела по телефону, печать документа на компьютере…
А дети в это время сидят с новым гаджетом: игрушечный смартфон с картинками и музыкой, игрушечный ноутбук, старый мамин телефон с электронной игрой, электронная игрушечная гитара или пианино...Всё тихо и спокойно, все при делах. Но каждый при своих делах! А общее дело, когда вся семья соберется вместе, откладывается на выходные дни. Но такая «отложенная» жизнь приводит к тому, что все постепенно привыкают жить своими делами. А ребёнок привыкает к тесному общению со своими гаджетами, которыми его снабдили заботливые родители.
Постепенно ребенок понимает, что интересно ему только в своей игрушке: там рассказывают сказки, показывают мультики, играют, рисуют, поют, задают вопросы, подсказывают ответы… А родители опять рады, что их ребенок им не мешает. Но через некоторое время они понимают, что малыш вырос необщительным,замкнутым, порой даже агрессивным. При этом откровенно не понимают причину такого поведения ребенка, ведь у него же все есть! А все просто: у него есть всё, кроме самого главное — полноценного контакта с семьей, где он уже привык не общаться и не мешать. И лучшие друзья у него не мама с папой, а электронные игрушки. Просто ребёнок привык быть один. А функция родителей свелась исключительно к обслуживанию и обеспечению.
Разве дети не устают общаться в садике?
Часто можно услышать возражения, что ребенок ходит в детский сад, где целый день общается со сверстниками и воспитателями, играет и получает образование. На самом деле это другое общение. Он может хорошо коммуницировать с другими детьми и взрослыми, показывать отличные навыки общения и уровень своего развития. Но дома он закрывается, потому что ему просто не с кем общаться, все заняты или, наоборот, все отдыхают. А родители могут и не подозревать, какой он на самом деле весёлый и общительный в другой обстановке.
Значит, все гаджеты запретить? Пусть они будут, но в умеренном количестве и без функции абсолютной замены родителей. Каждый просмотренный в гаджете мультик стоит обсудить и разобрать. Там же можно найти викторину и поиграть вместе. Дети не должны видеть в гаджетах замену родителей. От своего ребёнка нельзя отдыхать, иначе он привыкнет к тому, что от него все отдыхают, и тогда о хороших отношениях уже не может быть и речи. Такое «семейное» одиночество уже потребует помощи психологов в подростковом возрасте. А от гаджетов не стоит отказываться, просто их должно быть в меру и они ни в коем случае не должны вытеснять общения с родителями.